
В моей семье есть история, что один из наших родственников был офицером Леб-гвардии уланского его величества полка перед 1-й мировой войной и революцией. Пока ни подтвердить ни опровергнуть эту легенду я не смог. Буду рад объединить усилия с людьми, интересующимися историей подразделения.
Часто путают полки Его величества (Варшавский) и Её величества (Царско-Сельский). Лейб-Гвардии уланский Её величества полк в 1901-м году пышно отмечал 250-летнюю годовщину основания подразделения. С этого мероприятия сохранилось много материалов.
При одинаковой форме оба полка имели некоторые различия в расцветке деталей: металлический прибор у улан Его Величества был серебряным, у улан Ее Величества — золотым.
Лейб-гвардии Уланский Его Величества полк (в обиходе - «Государевы уланы» или «Царевы уланы»), по оценке хорошо знавшего его до и во время Первой мировой войны «синего кирасира» М.М. Плешкова, был «замечательный полк с высокими рыцарскими традициями и необыкновенной внутренней спайкой».
Девизом улан Его Величества было «Помните, Чье Имя носите». Поэтому их рыцарские традиции были очень давними и прочными. По свидетельству служившего в нем в 1867-1871 гг. В.А. Сухомлинова, «полк держал себя безупречно» и пользовался поэтому «большим уважением» в варшавском обществе еще тогда. «Стоявший очень высоко в Варшаве престиж» лейб-гвардии Уланского Его Величества полка зафиксировал и Б.А. Лагодовский - служивший в 1912-1914 гг. в дислоцированной там же 3-й батарее лейб-гвардии Конной артиллерии.
Рыцарские традиции проявлялись и в трепетном отношении к прошлому полка. А оно, в свою очередь, - в традиции вплетать в серебряный этишкет уланской шапки неуставную золотую нить - в память того, что уланы Его Величества ведут свое происхождение от лейб-улан, металлический прибор которых (пуговицы, эполеты, офицерские погоны и перевязи лядунок) был не серебряным (как у «Государевых улан»), а золотым. (Вряд ли речь шла об оранжевых нитях, вплетавшихся, наряду с черными, в обоих гвардейских уланских полках в составлявшие основу этишкета серебряные - так, чтобы в совокупности получались цвета государственного герба. Юнкера Николаевского кавалерийского училища - из которых вышел сообщивший про золотую нить А.Л. Марков - перепутать такие вещи вряд ли могли: изучение униформы и традиций кавалерийских полков в училище было возведено в культ).
Уланская шапка с колпаком из черной лакированной кожи, с четырехгранным расширяющимся верхом. Черный лакированный козырек с металлическим ободком по прибору. При парадной форме на шапку надевалась суконная накладка: желтая в полку Его Величества и алая в полку Ее Величества. Верхний и нижний края накладки обшивались у нижних чинов белой или оранжевой тесьмой по прибору, у офицеров серебряным или золотым галуном. Грани накладки были обшиты шнуром, белым или оранжевым по прибору, у офицеров обоих полков — серебряным шнуром с черно-оранжевой ниткой. Спереди — государственный герб по прибору и на нем серебряная Андреевская звезда. На левой передней стороне четырехгранного верха крепилась кокарда, а при парадной форме — белый волосяной султан, у трубачей — красный. Основание султана оплеталось белыми нитками — для рядовых, белыми, оранжевыми и черными — для унтер-офицеров и серебряными с примесью черных и оранжевых нитей — для офицеров.
Этишкетные шнуры у нижних чинов — белые или оранжевые, по прибору. Офицерские этишкеты серебряные с георгиевской нитью в обоих полках. Этишкет крепился в конном строю к шапке, в пешем строю и вне строя к пуговице мундира.
Фуражки с темно-синей тульей и выпушкой: желтой у улан Его Величества и алой в полку Ее Величества: околыш соответственно был желтым или алым с темно-синей окантовкой.
Мундир того же образца, что у конно-гренадер и драгун, — темно-синий; по борту, вокруг пол, по задним швам рукавов и по швам на спине — алая выпушка. Воротник алый с темно-синей выпушкой и двумя петлицами оранжевой тесьмы. Обшлага алые, с одной петлицей оранжевой тесьмы и пуговицей. Лацкан алый, погоны алые с темно-синей выпушкой. На офицерском мундире петлицы по прибору.
Эполеты у офицеров и нижних чинов — металлические чешуйчатые по прибору. В 1-м эскадроне улан Его Величества на погонах и эполетах накладной серебряный вензель «Н II».
Шаровары синие с алой выпушкой: у нижних чинов укороченные, у офицеров укороченные и длинные. Лядунка с серебряной Андреевской звездой и перевязью по прибору.
Офицерская портупея покрыта портупейным галуном по прибору. Портупея для сабли нижних чинов из красной юфти. Кушак у нижних чинов из трех полос (темно-синяя в середине и алые по краям).
Петлицы пальто и шинели в обоих полках алые с темно-синими выпушками. Вальтрап темно-синего цвета с закругленными углами, алыми выпушкой и лампасом.
О рыцарских традициях не давал забыть и официально установленный порядок, при котором при погребении улан Его Величества и на церковных парадах полка после повестки «На молитву» играли особую «Варшавскую мелодию» - в память об отличии полка в сражении с поляками при Грохове под Варшавой 17 февраля 1831 г.
В начале ХХ в. лейб-гвардии Уланский Его Величества полк - подобно лейб-гвардии Кирасирскому Ея Величества - выделялся и своей спортивностью.
По В.В. Звегинцову, нижних чинов в уланы Его Величества набирали из темных шатенов и брюнетов с усиками, но служивший рядом с «Царевыми уланами» Б.А. Лагодовский свидетельствует, что туда «брали только блондинов».
При общей гнедой полковой масти лошадей в средних эскадронах дивизионов (2-м и 5-м) она была светлее, чем в первых и последних: в эскадроне Его Величества - самые крупные светло-гнедые, во 2-м - светло-гнедые белоногие, в 3-м - гнедые без отметин, в 4-м - темно-гнедые, в 5-м -светло-гнедые и в 6-м - самые крупные темно-гнедые.