Статья Алексея Ефимова изданию "Струги" от 26.05.2024
https://vk.com/wall-187443362_67015
Как мы трёх «Богатырей» искали
В апреле 2024 года, 20-го числа, в субботу, вместе с военным поисковиком, краеведом Андреем Ивановичем Фёдоровым и его сыном Ромой мы совершили поездку в деревню Творожково. По пути мы побывали в бывшем имении Дубники, около фундамента латышской кирхи святого Иоанна близ деревни Новая Жизнь, в Быстреевском погосте, в Свято-Троицком Творожковском монастыре и в деревне Кочегоще. А ещё занимались поисками древнерусских курганов, которые крестьяне в царское время называли «Богатырями».
Сто шестнадцать лет спустя
Идея разыскать древнерусские курганы около деревни Творожково появилась у меня ещё год назад. В этих местах археологам известны несколько курганов, которые они датируют 2-й половиной I-го тыс. н. э. Все они относятся к культуре псковских длинных курганов, что говорит о том, что здесь примерно в VII-VIII вв. жили псковские кривичи, с которыми многие археологи связывают культуру псковских длинных курганов.
Где-то в начале IX в. представителей культуры длинных курганов с этих мест начали теснить племена, сооружавшие сопки. Археологи отождествляют носителей культуры новгородских сопок с ильменскими словенами. «Сопочное» население расселилось в пределах будущего Быстреевского погоста, и в итоге эти земли остались в составе Новгородской земли.
Псковские кривичи в свою очередь отошли на территорию, где сейчас находятся деревни Сафронова Гора, Заречье, Рокино, Лычно, Мошнино. Этот регион впоследствии вошёл в состав Заклинской засады Псковской земли, он вдавался клином в пределы новгородской Шелонской пятины. В эпоху средневековья между нынешними деревнями Сафронова Гора и Рокино с одной стороны, и деревнями Гаврилова Гора и Творожково с другой стороны, проходил северо-восточный пограничный рубеж Псковской земли с Новгородской землёй.
В 1,5 км от Творожкова, около старой дороги из деревни Творожково на деревню Рокино, находится курганная группа. Эти погребальные насыпи времён длиннокурганной эпохи в 1975 г. обследовала археолог Л.А. Царькова, а в 1987 г. – археолог С.Л. Кузьмин. Также в 300 м к юго-востоку от деревни, на берегу Творожковского озера археологами зафиксирован одиночный курган. В 1998 г. все эти курганы были взяты под охрану государства. Древнерусские же курганы, которые тоже находятся близ деревни Творожково, в советское время никто из археологов не обследовал.
В «Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии», изданных в 1885 г., о курганах сказано следующее: «В полуверсте от церкви [св. Николая в Быстреевском погосте] на месте, называемом «Богатырь», были когда-то убиты и похоронены два богатыря». В другом источнике за 1888 г., где рассказывается об истории Творожковского женского монастыря, к этим сведениям есть уточнения: «На месте под названием «Богатырь», были когда-то убиты и тут же похоронены два богатыря, как говорит местное предание; и теперь видны два большие кургана, насыпанные, вероятно, над телами убитых».
В 1908–1912 гг. в Гдовском уезде много и плодотворно работал археолог Константин Дмитриевич Трофимов. В июне 1908 г. он осмотрел, снял план и сфотографировал группу из трёх круглых курганов на земле Творожковского монастыря. Эти погребальные насыпи он описал так: «Три невысокие сопки у Творожковского монастыря, на монастырской земле, среди пашни. №1 самая большая 3 ½ арш[ина] высоты поросла берёзами и называется Терешкина горка, по имени юродивого Терешки, устроившего себе в насыпи кургана землянку и жившего в ней».
Далее исследователь продолжал: «Остальные сопки также перекопаны кладоискателями. Окружность №1 — 53 шага, №2 и №3 — 42 шага. У западного края большой насыпи камень значительной величины. Ровиков кругом насыпей не заметно. Хотя сопки и попорчены, но есть надежда, что основание их не тронуто. Насыпи курганов из желтовато-серого песка. На кургане №2 растут большие сосны. Курганы среди местных жителей носят название «Богатырей» и несомненно, название это ведёт свое начало от курганов удлинённых, которые находились рядом с курганом №2, но в настоящее время распаханы».
Чтобы разыскать курганы «Богатыри», я сначала опрашивал местных жителей. Однако никто про такие погребальные насыпи никогда не слышал, память о них совершенно стёрлась. Тогда я обратился к составленному в 1908 г. плану археолога К.Д. Трофимова. Вместе с Андреем Ивановичем Фёдоровым мы внимательно изучили этот план и, ориентируясь на него, приступили к поискам.
Несмотря на то, что уже началась третья декада апреля, накануне, в пятницу, выпал снег – он шёл целый день. Ночью температура воздуха опустилась до минус шести по Цельсию. Зимушка-зима давала свои последние «гастроли». Всё в округе было белым-бело. Бедненькие, только что распустившиеся, листики черёмухи подмёрзли. Они яркими пятнами зеленели на фоне заснеженного леса.
Первым из трёх «Богатырей» мы нашли курган, который в начале прошлого века крестьяне называли Терешкиной горкой, по имени Храста ради юродивого Терентия Ивановича. На плане Трофимова этот курган отмечен под №1. По преданию Терентий Иванович проживал около имения Творожково, в 1858 г. ему было около пятидесяти лет от роду, и его все любили в округе за добродушие. В насыпи кургана он устроил себе землянку и жил там.
Когда мы с Андреем Ивановичем и Ромой нашли первый курган, то нашей радости не было предела. Я снял кепку, перекрестился и прочитал краткую молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих – богатырей земли Русской, павших в битве с супостатами за отечество и за веру православную». Возможно, что богатыри были похоронены здесь в XI–XIII вв., именно тогда существовала традиция сооружения подобных погребальных насыпей.
У подножия кургана лежат два камня-валуна, один из них запечатлён на фотографии археолога Трофимова. Андрей Иванович предложил повторить ту композицию, которую выстроил на своём фотоснимке К.Д. Трофимов, а именно, там изображены две женщины, присевшие на склоне кургана. Андрей Иванович с Ромой присели примерно на те же места, а я их сфотографировал. Получился фотоснимок, сделанный практически с той же точки, но сто шестнадцать лет спустя.
Следующим мы обнаружили курган, обозначенный на плане К.Д. Трофимова под №3. На поляне перед курганом мы увидели многочисленные петляющие следы зайца – так он прячется от хищников. Взобравшись на курган, мы вдруг увидели и самого зайца. Он резко сорвался со своего потаённого места и дал стрекача. Заяц уже успел сменить белую шубку на серую.
Последним был обнаружен курган под №2, точнее его остатки. Вокруг него были видны несколько удлинённых и круглых холмиков. Возможно, это то, что осталось от распаханных в царское время погребальных насыпей, относящихся к культуре псковских длинных курганов, про которые упоминал археолог К.Д. Трофимов.
Курганы находятся на возвышенном месте. Вся местность вокруг курганов буквально усеяна камнями-валунами, некоторые из которых имеют довольно внушительные размеры. Один из таких камней был похож на зуб дракона. Недалеко от курганов находится болото Творожковский Мох, куда насельницы монастыря осенью ходят собирать клюкву. Вне всякого сомнения, это болото когда-то было озером. По спутниковому снимку видно, что это озеро имело яйцевидную форму, его размеры были примерно 150 на 100 метров.