Аделаида Владимировна Жекулина

public profile

Is your surname Жекулина?

Research the Жекулина family

Аделаида Владимировна Жекулина's Geni Profile

Share your family tree and photos with the people you know and love

  • Build your family tree online
  • Share photos and videos
  • Smart Matching™ technology
  • Free!

Об Аделаиде Владимировне Жекулиной (русский)

АДЕЛАИДА ВЛАДИМИРОВНА ЖЕКУЛИНА (урождённая ЕВРЕИНОВА)(1866– 1950)- принадлежала к числу наследственных дворян Курской губернии.

       Она была девятым и последним ребенком в семье. Ее мать умерла после родов, когда ей было 10 дней. Чтобы облегчить жизнь овдовевшего отца с девятью сиротами, ребенка взяла на воспитание бездетная тетушка, состоятельная помещица Орешкова. 
         Супруги Орешковы девочку очень любили и позаботились о ее счастливом детстве. Они очень боялись туберкулеза и для ее здоровья проводили все зимы в Италии, Швейцарии и на юге Франции. В Петербург из своего имения они переехали тоже из-за Аделаиды — там она поступила в частную гимназию. Как тогда было принято, у девочки были бонны-швейцарки и две гувернантки: француженка и англичанка. Безупречное знание иностранных языков потом неоднократно помогало ей в жизни, а склад характера позволял находить и поддерживать полезные связи.
       Примерно в 1891 году Аделаида окончивает историко-филологический факультет Высших женских (Бестужевских) курсов в Санкт-Петербурге и  получает свидетельство  «домашней учительницы». Затем  она возвращается домой и выходит замуж за  коллежского советника,земского деятеля,землевладельца  и предводителя дворянства Суджанского уезда, который интересовался вопросами современной жизни -  СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА ЖЕКУЛИНА (1855 - ?).	
	Для своей молодой супруги Сергей Жекулин построил в имении школу для деревенской молодежи, где Аделаида Владимировна некоторое время преподавала.     В этой деятельности мешала почти непрерывная беременность: от 10 родов родилось 12 детей, в том числе дважды девочки-близнецы, некоторые умерли в детском возрасте.  Кстати, по поводу Сергея Ивановича. Удалось  отыскать ссылку на документ « О представлении курского губернского предводителя дворянства о награждении суджанского уездного предводителя дворянства статского советника С.И. Жекулина орденом Св. Владимира 4-й степени за  4-х кратное избрание на эту должность от 2 мая 1900 г.-20 марта 1901 г.» 
       Это я к тому, что в одном из очерков о Жекулиной говорится,  будто бы после смерти НЕПУТЕВОГО мужа, Аделаида Владимировна осталась почти без средств.
       Насколько это был счастливый брак и что послужило причиной смерти С.И. Жекулина - отыскать не удалось, но только около 1901 года Аделаида Владимировна оставляет дом и  с ДЕВЯТЬЮ (! ) детьми переезжает в Киев.
        В Киеве она становится  основателем и директором, одной из лучших в городе, частной женской гимназии, а затем - организатором Высших женских вечерних курсов. В эти же годы, она становится членом педагогического Фребелевского общества и одним из инициаторов создания Киевского Педагогического общества.  Во время Первой мировой войны - возглавила госпиталь на 500 человек и открыла несколько школ для беженцев. 
      В 1919 году А.В.Жекулина с детьми вынуждена была уехать из Киева, в котором большевиками был расстрелян ее 19-летней сын Глеб.  Когда она покидала страну, ей было 55 лет, она оставляла могилы своих детей и старшую дочь Нину (в первом браке Оболенскую, во втором — Корнейчук), которая решила не уезжать из Москвы. Из Жекулиского молодого поколения эмигрировали сын Николай (1892 -1933)  и дочери Наталья, Ирина и Вера.	

Но и заграницей Аделаида Владимировна не прекращает активной педагогической деятельности. 25 сентября 1920 года, в Константинополе , она, при содействии одной из эмигрантских организаций - Всероссийского союза городов- открывает русскую гимназию, как сказано в документе № 11289 Правительства Юга России «со всеми правами русских правительственных учебных заведений заграницей.»

     5 декабря 1920 года состоялось торжественное открытие русской гимназии в Константинополе. На  торжественном молебне, отслуженном архиепископом Анастасием, присутствовали русские общественные деятели, иностранцы, родители, педагоги и дети. После молебна произнесены были теплые приветственные речи, окрылявшие и детей и руководителей в предстоящей ответственной работе.	   
       Гимназия быстро росла, и к концу первого года существования насчитывала уже около 500 учащихся. Однако иностранной помощи и субсидий со стороны русских общественных организаций очень скоро стало  недостаточно, и гимназии оказалась под угрозой ликвидации. 
       Вот как описывает те непростые для гимназии дни директор  Константинопольской гимназии А. П.Петров: «Август прошел в тяжелом сомнении: «удастся или не удастся?!» Во время своей поездки по разным странам Европы ,    А.В.Жекулина заехала и в Прагу.       
         В Праге она встретила необычайно радушный, чисто родственный прием со стороны Чешского Правительства, которое поняло важность затронутого вопроса и с братской отзывчивостью решило оказать помощь: оно изъявило согласие принять      " гимназию в составе 550 учащихся и около 100 человек персонала (с членами их семейств) на полное иждивение, обеспечивая существование учреждения по крайней мере на год."
       Итак, в 1922 году А.В.Жекулина перебирается со своей гимназией в Чехословакию, где  в очень красивой местности ,в городке Моравская Тржебова, находившемся в пяти часах по железной дороге от Праги. в помещениях, оставшихся от лагеря для военнопленных, Аделаида Владимировна  основывает русскую гимназию .  Чтобы представить, насколько это  было огромное хозяйство, достаточно только перечислить отдельные помещения и их назначение – два школьных здания  с 14 классами, физический кабинет, химическая лаборатория, класс ручного труда, музыкальный класс, гимнастический зал, театральный зал, библиотека, училищная церковь, детский сад, дортуары, столовая, пекарня, склады, прачечная, баня, различные хозяйственные службы, кооператив и квартиры для служащих. Одним словом,  большая русская колония со своим обособленным устройством, со всем укладом и распорядком жизни.
         Директором гимназии стал В. Н. СВЕТОЗАРОВ, а Аделаида Жекулина  заняла должность наставника и организатора педагогического процесса .	
         Именно в эмигрантских условиях осуществился педагогический идеал А.В.Жекулиной, который не мог быть проведен в жизнь на родине, в мирных условиях: дружная и тесная школьная семья, изолированная от города, среди природы; для преподавателей ученики уже не просто учащиеся, а дети, которых они постоянно наблюдают - от приготовительного класса до выпускного и которым они заменяют отсутствующих родных. При этом в гимназии бережно следовали русским традициям.
         Один любопытный факт. Среди воспителей этой гимназии в 1922-1926 годы были друг и товарищ Сергея Яковлевича Эфрона, мужа поэтессы Марины Ивановны Цветаевой - ВСЕВОЛОД АЛЕКСАНДРОВИЧ БОГЕНГАРДТ(1892-1961) и его жена - ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА урождённая графиня Стенбок-Фермор. Сергей Эфрон и Всеволод Богенгардты были знакомы ещё до войны, в пору их учёбы в Московском университете! И есть сведения, что Всеволод Богенгардт был шафером на свадьбе Сергея Эфрона и Марины Цветаевой.	 Вот что пишет в воспоминаниях дочь Марины Цветаевой - Ариадна Эфрон: «...В гимназии работали в качестве воспитателей недавние однополчане отца, супруги Богенгардты. Он - высокий, рыжий, с щеголеватой выправкой, офицер ещё царской армии, она - крупная, громоздкая, с волосами, собранными на затылке в тугой кукиш, с явно черневшими над верхней губой усиками - сестра милосердия, мать-командирша. На фронте она выходила его после тяжёлых ранений, отучила от водки, отвела от самоубийства, стала его женой. И чтобы жизнь получила оправдание и смысл, оба посвятили её детям-сиротам».  В  начале 1926 года Богенгардты уехали во Францию. 
        В 1922 году Аделаида Жекулина  становится одним из основателей и товарищем председателя Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей,  которое возглавил профессор В.В. Зеньковский; организатором , а затем и председателем Объединения русских учительских организаций за границей (ОРУОЗ); принимает участие в работе педагогических съездов, сотрудничает с Русским свободным университетом в Праге, при котором в 1932 году было создано Педагогическое общество, участвует в педагогических изданиях «Русская школа за рубежом», «Русская школа», «Вестник педагогического бюро». 
       При поддержке Рокфеллеровского фонда она отправляется в Соединенных Штатах Америки. О своих поездках и впечатлениях Аделаида Жекулина читала доклады и публиковала статьи в разных педагогических журналах, прежде всего, в «Русской школе за рубежом». Ее интересовала практическая сторона организации школьного дела, а иностранный опыт она применяла в Праге. Сама она в школе уже не преподавала, но воспитала ряд надежных сотрудниц, которые работали в русских детских садах, на подготовительных курсах и в русских гимназиях.
       В  1935 году  А.В.Жекулина  стала инициатором и организатором летних лагерей для русских детей, которые могли проводить один или два месяца на природе , в красивых местностях, например, у реки Сазавы или в Южной Чехии. Эти лагеря,  проводившиеся в течение почти 10 лет, так и  назывались -  Жекулинскими.  Вообще , по воспоминаниям Татьяны Альфредовна Бем- Рейзер А.В.Жекулина   « была душой всех эмигрантских организаций. Всякие комитеты помощи студентам,  Красный Крест, помощь из Америки, все это не то что проходило через ее руки, а происходило благодаря ее связям, энергии и знакомствам.»  
       В 1941 году Прага торжественно отметила 75 летие Аделаиды Владимировны,  а вот  ее 80-летие  в 1946 году, к сожалению,  прошло тихо и почти незаметно, поскольку после 1945 года большинство ее внуков, племянников и друзей - покинуло Чехословакию. Поколение ее ровесников поредело, сильно изменились условия жизни и политическая обстановка. Бездетная дочь Вера Сергеевна решила перевести одинокую мать к себе и позаботиться о ней.

О последних годах жизни А.В.Жекулиной рассказала переводчик и мемуарист Наталья Евгеньевна Куфтина-Лаштовичкова (1930-?): « Мы ее помним, когда она уже жила в профессорском доме, как бабушку Лелю. Она ездила к нам на дачу, опекаемая всеми своими детьми и внуками. Это был очаровательнейший совершенно человек. А потом, в 1948 году она уехала к дочери в Бельгию. Когда коммунисты здесь взяли верх, ей показалось более подходящим, чтобы уехать.». «Помню, какое грустное письмо получила я от нее из Брюсселя.- рассказывает Татьяна Бем-Рейзер.- Она писала о том, как все решили, что ей будет лучше у младшей дочери и отправили ее в незнакомую страну. Помню еще и ее слова, что Вера Сергеевна как нельзя лучше заботится о ней, но что ей так недостает «Профессорского дома»! и где она сама, вольнодумка и вольтерианка, никогда не ходившая в церковь, мечтала сложить свои кости.».

http://www.proza.ru/2014/08/24/1718

Отец: Евреинов Владимир Иванович, дворянин. Мать: Аделаида Федоровна (ур. Полторацкая). Сестра: Мария. Брат: Алексей. Муж: Жекулин Сергей Иванович, действительный статский советник, земский деятель. Сыновья: Сергей (р. 1888), Николай (1892–1933), Глеб (1897–1919). Дочери: Нина (в зам. Оболенская, р. 1884); Зоя (р. 1885); Ольга (в зам. Лосиевская, р. 1887); Наталья (в зам. Евреинова, 1893–1983); Ирина (в зам. Дрейер, 1895–1931); Вера (в зам. Орловская, р. 1898). Автор справки: М.М. Горинов-мл.

http://www.domrz.ru/encyclopedia/zhekulina-ur-evreinova-adelaida-vl...