Валентин Юрьевич Никулин

public profile

Is your surname Никулин?

Connect to 1,936 Никулин profiles on Geni

Валентин Юрьевич Никулин's Geni Profile

Share your family tree and photos with the people you know and love

  • Build your family tree online
  • Share photos and videos
  • Smart Matching™ technology
  • Free!

Валентин Юрьевич Никулин

Birthdate:
Birthplace: Moscow, gorod Moskva, Moscow, Russia (Russian Federation)
Death: August 06, 2005 (73)
Moscow, gorod Moskva, Moscow, Russia (Russian Federation)
Immediate Family:

Son of Юрий Вениаминович Никулин and Евгения Наумовна Никулина
Husband of Private
Ex-husband of Private and Private

Occupation: актёр театра и кино
Managed by: Private User
Last Updated:
view all

Immediate Family

О Валентине Юрьевиче Никулине (русский)

Валенти́н Ю́рьевич Нику́лин (7 июля 1932, Москва — 6 августа 2005, там же) — советский, израильский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1981). Народный артист РСФСР (1990).

Родился Валентин Никулин в центре Москвы, в творческой семье. Отец был прославленным драматургом, мама – певицей и пианисткой, родные дядя и тётя были киноактерами (играли в американских фильмах), а бабушка и дедушка трудились антрепренёрами. Родственники надеялись, что и Валентин посвятит себя какой-нибудь творческой деятельности, но он, после окончания школы, всем назло поступил в МГУ на факультет юриспруденции. “Я не хотел жить под чью-то указку, но признаюсь - в глубине души мечтал выступать на сцене” – говорил Валентин Никулин. Ему удалось с отличием окончить вуз, но юристом он не проработал ни дня. Вместо этого Валентин всё-таки поступил в школу-студию МХАТ, где учился на одном курсе с легендарным бардом – Владимиром Высоцким.

Валентин Никулин мгновенно прославился среди театралов. Руководитель “Современника” – Олег Ефремов относился к актеру с большим уважением, поэтому давал ему исключительно большие и заметные роли в спектаклях. Из-за специфической внешности Валентин Никулин чаще всего перевоплощался в чудаков, безумцев и других странных персонажей. Он жил своими ролями, а потому иногда и вел себя как чудак. Например, молодые коллеги, которые пришли в “Современник” в 60-70ых годах, вспоминали, что Валентин Никулин мог неожиданно подбежать с гитарой в руках и начать петь, либо чересчур эмоционально декламировать стихотворения классиков. Сначала его поведение многих пугало, но потом все коллеги свыклись. Таким Валентин Никулин и был – интеллигентным, забавным, и немного безумным.

Валентин Никулин не только играл на сцене “Современника”, но и часто снимался в кино. Поначалу режиссеры звали его только в массовку или давали крошечные эпизоды, например на старте карьеры он появился в фильмах: “Путь к причалу” (в этом фильме он также исполнил “Песню о друге”); “Девять дней одного года” и “Високосный год”. Актер особенно выделился в 66-ом году, когда сыграл роль машиниста в картине “Строится мост” и роль доктора Гаспара в “Три толстяка”. На счету Валентина Никулина примерно сто киноролей, чаще всего поклонники вспоминают: Портье из фильма “Крах инженера Гагарина”; Смердякова из “Братья Карамазовы” и шута из “Веселое сновидение, или Смех и слезы”. Во многих советских кинокартинах он был рассказчиком, и изредка исполнял для фильмов песни, например для картины “Русалочка” и сериала “День за днем”.

В молодости Валентин Никулин женился на соседской девушке – о ней он ничего не говорил, кроме того, что они почти сразу развелись из-за разных взглядов на совместную жизнь. Со второй женой – Мариной Ганулиной, он жил долго и дружно. Именно она настояла на переезде в Израиль, когда начались тяжелые для актеров годы перестройки. Сам Валентин Никулин покидать страну совсем не хотел, но он видел, как для супруги это важно и решился на опрометчивый шаг. В Израиле он вступил в труппу театра “Гешер”, выступал на поэтических вечерах, писал стихи и песни. Актер так тосковал по родине, что когда ему звонили друзья, он начинал плакать. Ежедневно, на протяжении семи лет, Валентин Никулин жаловался супруге о том, как мечтает вернуться в Москву. Вот только возвращаться было некуда. Перед эмиграцией семья продала квартиру в центре столицы, а денег на новую недвижимость не было. Когда он рассказал об этом старым коллегам, они пообещали ему помочь. Но супруга уезжать из Израиля даже не думала, её устраивала жизнь на чужбине. Тогда Валентину Никулину пришлось выбирать – семья или родина. Думал он недолго. Уже на следующий день после звонка коллег он подал на развод, а вскоре в одиночку вернулся в Россию.

Вернувшись, Валентин Никулин снова начал выступать в спектаклях “Современника” и сниматься в сериалах, хоть и ненавидел современные картины, так как считал их бескультурными. В 2004 году у него диагностировали рак, который, по словам врачей, вылечить было уже невозможно. Вскоре сил Валентина Юрьевича не хватало даже на то, чтобы встать с кровати. В тяжелый момент он остался совсем один, лишь изредка помогал “Союз кинематографистов”. Но как только бывшая жена Марина узнала о том, что актер болен, она незамедлительно приехала из Израиля в Москву и заботилась о нем. Спустя год Валентин Юрьевич ушел из жизни, при этом, в последние дни он успел написать для бывшей супруги любовное стихотворение, в котором поблагодарил и попрощался с Мариной.

view all

Валентин Юрьевич Никулин's Timeline

1932
July 7, 1932
Moscow, gorod Moskva, Moscow, Russia (Russian Federation)
1980
July 28, 1980
Age 42
Vagankovo Cemetery, Russia

Один из вопросов, вставших перед родными и близкими Высоцкого утром 25 июля 1980 года, был связан с местом погребения поэта. Всеволод Абдулов обратился за помощью к Иосифу Кобзону, и тот сумел добиться в Моссовете разрешения о захоронении Владимира Семёновича на Ваганьковском кладбище. При содействии Кобзона удалось организовать также публикацию коротких сообщений в «Вечерней Москве» и «Советской культуре» (эти две газеты оказались единственными советскими изданиями, упомянувшими о смерти Высоцкого).Гроб № 6 — так называемую «шестёрку», до этого изготавливавшуюся по спецзаказу только для представителей высших властных структур, — сделали на элитной фабрике; довольно много времени ушло на поиски качественной белой материи для обивки.

С 25 по 28 июля возле «Таганки» круглосуточно стояли люди. Они приносили к театру цветы, зажигали поминальные свечи, переписывали от руки «И снизу лёд и сверху…». Валерий Янклович вместе с фотографом Валерием Нисановым, проживавшим в одном доме с Высоцким, напечатали на фотопредприятии 10 000 портретов Высоцкого с его автографом. Эти снимки бесплатно раздавали тем, кто пришёл проститься с поэтом. Перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир», состоявшимся 26 июля, на сцену вышел Юрий Любимов и сказал: «У нас большое горе… Умер Высоцкий…». «Гамлет», запланированный на 27 июля, был отменён. По словам Любимова и директора театра Николая Дупака, никто из зрителей не вернул купленные билеты. По данным исследователя Валерия Перевозчикова, несколько зрителей после окончания всех ритуальных мероприятий всё-таки возвратили билеты в кассу; впоследствии их забрали на память артисты «Таганки».

Рано утром 28 июля гроб с телом Высоцкого перевезли с Малой Грузинской в театр и установили на затянутой чёрным бархатом сцене. Музыка — «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова, «Реквием» Моцарта — чередовалась с записями фрагментов из «Гамлета» с голосом Высоцкого. В 10 часов началось прощание. Как вспоминал Артур Макаров, очередь, двигавшаяся ко входу на «Таганку», растянулась на девять километров. Согласно сводкам ГУВД Москвы, на Таганской площади и прилегающих к ней территориях собралось в тот день 108 тысяч человек.

По левой пустынной стороне улицы, сплочённо и обособленно одновременно, своими кланами, они шли стремительно, как на марше, а впереди шагали их капитаны. Это шли проститься с артистом русские театры. Шли МХАТ и «Современник», Театр на Малой Бронной и Ермоловой, Малый, Вахтангова…
Гражданскую панихиду открыл Юрий Любимов, которому пришлось произносить прощальную речь дважды, — после первых вступительных слов у него дрогнул голос. Режиссёр, рассказывая о популярности Высоцкого, вспомнил, как тот шёл «по улицам КамАЗа», слушая свои песни, звучавшие из всех распахнутых окон. Артист Михаил Ульянов заявил, что выражение «незаменимых людей нет» не относится к Высоцкому: «А кем мы заменим его? Где возьмём другой, равный ему талант? Где возьмём другой, такой же, голос?» На панихиде также выступали Валерий Золотухин, Григорий Чухрай, Никита Михалков.

После похорон на Ваганьковском кладбище состоялись поминки. Друзья и родные поэта собрались на Малой Грузинской, в квартире Высоцкого. После вечернего спектакля «Мастер и Маргарита» поминки прошли и в театре — за стол сели артисты, участвовавшие в постановке. Как вспоминал Юрий Карякин, звучали «Володины песни и гамлетовский монолог о смерти. Был Володин стакан, полный до краёв водки». В те дни в театр шли телеграммы со всей страны. «Новосибирск. Скорбим. Больше такого не будет. Все, любившие его в Академгородке», «Ленинград. Горюю вместе со всеми, кто знал, любил, ценил дорогого Володю. Иосиф Хейфиц», «Комарово, Ленинградской. Никогда не забудем Володю. Глаза, улыбку, голос, песни, игру… Раиса Орлова, Лев Копелев».

2005
August 6, 2005
Age 73
Moscow, gorod Moskva, Moscow, Russia (Russian Federation)